Оценка | imdb: 5.6 КП: 6 | ||||||
Слоган | «If every man thinks of sex once every nine minutes, what does he think of the other eight?» | ||||||
Жанр | драма, комедия | ||||||
Год | 1999 | ||||||
Страна | Великобритания ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||
Бюджет | $0 | ||||||
Кассовые сборы |
| ||||||
DVD | 06.11.2007 | ||||||
Длительность | 01:58 | ||||||
Рейтинг MPAA | R |
«Восемь с половиной женщин» называют самым скандальным и провокационным фильмом британского модерниста Питера Гринуэя. Я думаю, даже, что неподготовленный зритель воспримет ленту, как вихрь хаоса и бессмыслицы, закрученный вокруг болезненных сексуальных откровений режиссера.
Но для зрителя интересующегося творчеством как самого Гринуэя, так и мастеров модернизма в целом, фильм выглядит достаточно логичным продолжением всего того, что ранее было создано в этой области киноискусства. Оценивать фильм можно по-разному, подбирая любые подходящие эпитеты, его характеризующие, но самое главное, что на мой взгляд, «8,5 женщин» — это воплощение стиля Гринуэя.
Завязка выглядит знакомо, я бы даже сказал, банально: отец и сын, жившие долгое время порознь, решают поселиться вместе, после того как умирает женщина, бывшая женой одному и матерью для другого.
Каждый любитель кино заметит сходство названия фильма, с лентой «8,5» Феллини. Сам Гринуэй, не стесняясь, несколько раз подчеркивает связь своей ленты с шедевром отца неореализма. Во-первых, как я уже упомянул — похожим названием, кроме того, по ходу сюжета, герои дважды смотрят фильм «8,5», сначала в кинотеатре, затем дома, и, в конце концов, внимательный зритель уловит некоторое сходство в сюжете двух картин.
Но самое главное, у двух этих лент имеется общая атмосфера какого-то сумасшедшего абсурда, которой проникаешься в процессе просмотра. Вот только, если у Феллини, «8,5» было лишь порядковым номером ленты в фильмографии режиссера, то у Гринуэя, в этом названии заложено указание на один из главных мотивов его творчества – мотив коллекционирования. Он без колебаний берет понравившиеся идеи и символы, и вставляет в свои картины, после некоторой творческой перерабатки.
Эту страсть к коллекционированию, мы видели у мастера не однажды, например, в его предыдущем фильме, «Отсчет утопленников», который, местами, выглядит как хитроумный кроссворд, собранный из различных кусочков.
Герои нынешнего фильма, «Восемь с половиной женщин», отец с сыном — тоже коллекционируют. Предмет их коллекционирования весьма необычен, и, одновременно, весьма предсказуем. Они коллекционируют женщин, собирая их по планете, выбирая наиболее экстравагантных, прилаживая одну к другой, конструируя им одним понятный узор — так мальчишка, собирает красивые камушки на пляже, выкладывая из них абстрактный рисунок.
Для чего они это делают? Гринуэй дает нам ключ к разгадке в короткой сцене в самом начале фильма, когда один из героев, приходит на похороны жены в белом костюме.
Он все еще не верит до конца в смерть самого близкого человека, для него, это не просто потеря, это крушение мира, он пытается противостоять случившемуся, идя против всех правил, но, естественно, терпит жалкое поражение.
И вот, в безумной попытке восстановить гармонию окружающей Вселенной, отец и сын, начинают заполнять пространство вокруг, множеством различных женщин. Они совершают самую распространенную человеческую ошибку, пытаются заменить качество отношений их количеством, а обилием разнообразных сексуальных актов собираются заменить любовь.
Внешне, все это выглядит довольно забавно и эротично, восемь женщин, на двоих мужчин, каждая со своими причудами и капризами. (Фильм называется «Восемь с половиной женщин», откуда в названии взялась «половина», я предлагаю зрителю узнать самому, во время просмотра)
Возвращаясь к идее фильма, хочу сказать, что Питер Гринуэй, в картине «Восемь с половиной женщин», пытается раскрыть нам простую и, в общем-то, известную мысль: коллекционирование, чего бы то ни было, говорит он — не панацея, люди – не камушки, а ушедшая гармония недостижима. Что подтверждают трагедии, нарушающие раздольную жизнь в поместье героев.
Трагедией, похоронами жены и матери, начинается фильм, трагедией можно назвать гибель общей любимицы, тщетно пытавшейся доподлинно уяснить, в чем заключается различие между мужчиной и женщиной, трагедией выглядит безнадежная влюбленность одного из героев в проститутку, которая отвергает его чувства, и трагедией очередной смерти заканчивается лента.
Да и небольшие короткие землетрясения, случающиеся по ходу фильма, служат той же цели, встряхивают не только участников представления, но и нас, зрителей, напоминая, что все может закончиться в любую секунду, и вне нашего желания.
Но в задачу Гринуэя не входит опечалить зрителя до слез, сам он, смотрит на наши земные проблемы несколько отстраненно, и все время напоминает, что жизнь на планете не кончается, даже после нашей смерти. Многочисленные вкрапления абсурдного юмора, которые режиссер так органично вплетает в фабулу фильма, способствуют тому, что после просмотра, в душе остается чувство легкое и светлое.