Счастливого рождества, мистер Лоуренс 1983
Счастливого рождества, мистер Лоуренс (1983)

Merry Christmas Mr. Lawrence

Остров Ява, 1942 год.

Отзывы на фильм Счастливого рождества, мистер Лоуренс (1983) от зрителей и рецензии критиков

Оценка:
Трудности перевода Экранизация сразу двух романов Лоренса Ван Дер Поста найти которые на русском не так просто, к сожалению, для этого надо выполнить целый квест , дипломата, гуманиста и борца за равноправие ещё до того, как это стало мейнстримом, человека с очень интересной судьбой, чья жизнь могла бы сама по себе стать отличным мотивирующим кино. Голландец по происхождению, южноафриканец по месту рождения, он много поколесил по свету, много чего видел и кое с кем дружил. Война занесла его в японский лагерь для военнопленных. И это время он назвал лучшим в своей жизни. Поскольку именно там смог разглядеть свой дальнейший путь, справиться с депрессией, как это ни парадоксально хотя если знать про Франкла, то ни капли не парадоксально, а как раз закономерно . Но этот автор, увы, в нашей стране обделён вниманием. Поэтому привлекает фильм конечно исполнителями главных ролей. Но только этого мало, чтобы он понравился. Нужно хоть немного интересоваться историей, хоть чуть чуть знать историю и культуру Японии. Ну или быть готовым ставить на паузу и уточнять и узнавать. Иначе рискуешь не до конца понять смысл происходящего. А смысла тут с избытком. Ещё можно увидеть менее известную нам сторону второй мировой. На Тихом океане были свои сражения, свои лагеря и свои трагедии. Зрителя ждет противостояние культур в виде битвы харизм. Бонусом для гуманитариев идёт поиск ответа на извечный вопрос, возможно ли вообще понять друг друга, ведь перевести с японского на английский и обратно гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Да и как вообще можно понять этих просто помешанных на смерти людей Которая для них вообще похоже решение абсолютно любой проблемы. Мне напомнило отчего то Стругацких, которые у меня отчего то очень плотно ассоциируются и с гуманизмом, и с размышлениями на тему ксенофобии и трудностей перевода . Японский лагерь для военнопленных на Яве. Да, не концлагерь, а японцы не фашисты. Но наличие каких то прав у заключённых весьма условно. Возглавляет лагерь капитан Ёнои, молодой японский аристократ в исполнении Рюити Сакамото. Гладкий, красивый, воспитанный японец до мозга костей. Он вроде бы интересуется западной культурой, вроде бы хочет найти компромисс, такой нужный для бедной Японии, которая не в силах строить способные конкурировать с врагами самолёты. И он надеется найти в лагере каких никаких инженеров. Но оказывается не в силах преодолеть собственные предрассудки. Противостоит ему обычный британский вояка, прямолинейный настырный солдафон полковник Хиксли. Проще договориться с поленом, чем с ним. Японцы его сначала назначили, а потом пожалели об этом и стали искать замену. И этой заменой Ёнои видел Джека Селиерса, человека яркого, с необычной внешностью, склонного к разного рода авантюрам. Выбор Дэвида Боуи на эту роль абсолютно беспроигрышен. Никто не смог бы лучше изобразить белого демона с соломенными волосами, каким является для японцев любой европеец. И его разные глаза тоже пришлись очень кстати. Его вид и его отвага притягивают. И кажется, не только зрителей... А может и кажется. Фильм хорош ещё и тем, что оставляет достаточно пространства для размышлений. Ещё один герой сержант Хара. С виду простой хитрый мужик, хоть и японский. Удивительно, но в отличии от своего командира он как раз более открыт к диалогу и культурному обмену, лишь бы выгода была. Но этот персонаж не был бы столь интересен, если бы не Такеши Китано. Надо отдать должное, он сыграл идеально и придал своему герою нужную глубину и многогранность. Пока командиры ругаются, спорят и грозят друг другу, лагерный быт должен идти своим чередом. И вот он, последний герой, как цемент связывает всех участников этой истории, мистер Лоуренс, британец, но живший в Японии, знающий язык и культуру этой страны и силящийся если не построить мосты дружбы, то наладить кукую никакую дипломатию. Он оказывается в центре каждого конфликта и получает больше всех. Но если поначалу его жалеешь, то лично я в конце фильма даже стала испытывать к нему некую брезгливую неприязнь. Вот он вроде всегда в гуще событий, всем сочувствует, но при этом ничего и не делает. Просто наблюдает, заискивающе улыбается и философствует. А так порой хочется, чтобы и у добра были кулаки... И на поверку оказывается, что ушлый мужлан для спасения новоиспечённого друга готов рискнуть своим животом, а вот елейный проповедник всеобщего равенства и братства будет только разводить руками. Не так уж мы оказывается свободны в своей демократии... Так что очень интересный совместный проект. Но интересный в первую очередь для тех, кто готов к расширению личных горизонтов и к самокопанию. Очень хорошо, что снимали японцы, без их участия атмосферы бы наверное совсем не получилось. И очень по своему символично. Значит, надежда на всеобщее равенство и братство всё таки есть. Несмотря ни на что. И так, чтобы одни не были равнее других.


Ярость (2014)Люди (2015)По соображениям совести (2016)Чёрные бушлаты (2018)Крепкая броня (2018)Испанская принцесса (2019)Горячая зона (2019)Сталинград (2013)Отец Браун (2013)Мистер Робот (2015)
Видео обзоры




iThinker