Оценка:
26.05.2021
Много лет назад на канале Культура был показан фильм о последней любви Владимира Маяковского, Веронике Полонской, Женщина эпохи танго реж. Павел Мирзоев . Маяковскому, в последние десятилетия не везло, о нем не вспоминали, прекрасно, что тогда, пусть и в связи с датой, он пришел на экраны. Судьба этой женщины первый раз предстает перед зрителем, такое впечатление, что в свое время было приказано о ней забыть. Мемуары, написанные в 1938, были опубликованы лишь спустя пятьдесят лет, в 1987 спрашивается почему . О женщине, не отделимой от биографии первого поэта революции , умершей в возрасте 86 лет в 1994 году, не было ни статей, ни сообщений одно интервью в 1990 году . Кадры, снятые в последние годы ее жизни в Доме ветеранов сцены, так и пылились никому не нужные. Можно похвалить Павла Мирзоева за то, что он вытащил эти замечательные кадры на свет и использовал в своем фильме. Похвалю его также за то, что в фильме показаны редкие кадры из уничтоженной картины Закованная фильмой с Лилей Брик в роли балерины и Владимиром Маяковским в роли художника. Сценарий к этой картине поэт написал сам. Сюжет фильма заимствован из мифа о Пигмалионе, который влюбился в собственную скульптуру... Впервые я услышала и голос Лили Брик, читающей вступление к поэме Про это . В этой теме, и личной и мелкой, перепетой не раз и не пять, я кружил поэтической белкой и хочу кружиться опять. .... Эта тема придет, прикажет Истина Эта тема придет, велит Красота Все это в плюс режиссеру. Хотя распорядиться богатствами тоже нужно умеючи. Мне показалось, что сам фильм, выраженный в заглавии Женщина эпохи танго , противоречит невероятно трагической судьбе Норы Полонской. Не было режиссерской мысли, режиссерского сочувствия героине или хотя бы осознания, насколько чудовищно все выпавшее ей на долю. И вот фильм. Светлое лицо старой актрисы, легко говорящей о том, что пудовыми гирями придавило ей жизнь, не дало стать ни звездой экрана, ни театральной примадонной, ни хотя бы прожить сносную жизнь. Легкая ритмичная музыка, движущаяся пара. Где движение сюжета Ничего этого нет. Есть женщина эпохи танго. Еще одна претензия чтение стихов Маяковского актером Максимом Сухановым. Читает он их плохо, из рук вон... Даже странно, что такое чтение удовлетворило режиссера. Очень надеюсь, что к драматически сломанной жизни Вероники Полонской еще будут обращаться режиссеры и писатели. В этой непростой судьбе еще нужно разбираться. Погожим сентябрьским теплым днем 1994 года, в Москве,на шоссе Энтузиастов в Доме ветеранов сцены, остановилось сердце Вероники Витольдовны Полонской женщины оставившей свой след в мировой истории любимой женщины Владимира Маяковского, одной из самых красивых актрис в истории Московского Художественного театра, женщины тяжелейшей судьбы, выстоявшей и несломившейся. Потомственная польская дворянка, дочь знаменитого актера немого кино Витольда Полонского Нора, как ее называли близкие, мечтала о сцене с самого детства. Кино не было для нее столь вожделенным, как театр. В 16 лет она с блеском поступает в студию при Художественном театре. Станиславский видит в ней большое дарование и подолгу занимается с ней. Не оставлял ее без внимания и Немирович Данченко, в чьем спектакле Наша молодость она исполняла главную роль. Закончив школу студию ее оставляют в Московском Художественном театре. В 18 лет она выходит замуж за артиста МХТ Мишу Яншина, впоследствии народного артиста СССР Михаила Яншина. А через 2 года в ее жизни появляется великий русский писатель Владимир Владимирович Маяковский, в чьей жизни, она сыграет особенную роль. Уставший от прагматичного, рационального семейства Бриков, в Норе он увидел человеческую прелесть, женственность, очарование и конечно талант. Нора долго сопротивлялась, не хотела предавать мужа , но сдалась. Она полюбила Владимира Владимировича,как она его называла. Полюбила его таким ,какой он был со всеми его недостатками, странностями, фобиями. Она увидела в нем гения и человека с живой душой, а не материал дл потребления. Маяковский не мог не покорить ее. Маяковский сыграл в ее судьбе какую то зловещую роковую роль. В последний год жизни, такой для него драматичный, он ухватился за эту прелестную женщину, почти девочку в 21 год, как за соломинку . Мучил, ревновал, требовал, чтобы ушла от мужа... Застрелился Маяковский в Лубянском проезде буквально через минуту после того, как Нора вышла из комнаты у них было тяжелое объяснение. Перед смертью он написал письмо Советскому правительству Товарищ правительство, моя семья это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь спасибо. Полонская не попросила для себя ничего. Когда она спросила у Брик, нужно ли ей подавать на свои права, Лили ей ответила Дорогая,какие права Вы же даже не были на Володиных похоронах . Лили Юрьевна наверное забыла, что во первых это она посоветовала ей не идти на похороны, а во вторых через НКВД, на которое Лили с мужем Осипом доблестно работали, она подстроила так, что Полонскую допрашивал следователь на Лубянке, как раз во время прощания с поэтом. Через три года Михаил Яншин оставил Нору. Он влюбился в знаменитую цыганку советского театра Лялю Черную. И ушел к ней. Вышла второй раз замуж и Нора. У нее родился сын Владимир. Ее второго мужа репрессировали и расстреляли. Ее и ребенка не тронули, возможно благодаря упоминанию ее имени в предсмертном письме Маяковского. В 1940 году она ушла из МХАТ, в театр имени Ермоловой, в котором она прослужила более 30 лет. В кино она снялась у Пырьева в фильме Конвейер смерти , где она ирала главную роль. А годом позже сыграла свою самую значительную роль Арины в фильме Три товарища . Она сверкнет в кино красками своего филигранного таланта еще дважды у Сергея Бондарчука в Войне и мир, и уже в начале 80 хх фильме Сергея Колосова Мать Мария . И последнее. Хочется верить, что найдутся режиссеры, которые поставят правдивый фильм о Маяковском и Норе Полонской...